Города Израиля
Достопримечательности
Храмы
Природа
История Израиля
Сионизм
Образование и наука
Культура Израиля
Вооруженные силы
Знаменитости
в начало | карта сайта | о проекте
Аарон Давид Гордон
Аарон Давид Гордон

Аарон Давид Гордон

Аарон Давид Гордон

Аарон Давид Гордон

Аарон Давид Гордон

Аарон Давид Гордон - (9 июня 1856, Троянов, Волынская губерния Российской империи - 22 февраля 1922, Дгания, Палестина) - еврейский философ, деятель раннего сионизма, идеолог рабочего сионистского движения "Ха-Поэль ха-Цаир".

Родился в 1856 году (Энциклопедия Британника указывает в качестве даты рождения 9 или 10 июня, на сайте музея Гордона в Дгании-Алеф указано 9 июня) в состоятельной еврейской семье и получил традиционное воспитание; из-за слабости здоровья с ним занимался частный учитель. Позже самостоятельно изучил русский, немецкий и французский язык и получил широкое общее образование, в том числе год проучился в Вильне.

После того, как по состоянию здоровья он был освобождён от службы в армии, Гордон женился и 23 года прожил в селе Могильна, работая в качестве конторского служащего на своего родственника, барона Горация Гинзбурга. В 1904 году, после смерти родителей, перебрался в Палестину, где, несмотря на уже не юный возраст и отсутствие навыков физического труда, отказался от карьеры служащего и трудился на сельскохозяйственных работах (на виноградниках и апельсиновых плантациях Петах-Тиквы и винном заводе Ришон-ле-Циона). Тяжёлый труд привёл вскоре к ухудшению состояния здоровья Гордона, и его родным пришлось взять на себя заботу о нём. С 1909 года он начал писать статьи в журнале "Ха-Поэль ха-Цаир".

В 1912 году Гордон перебрался в Галилею, где провёл остаток жизни снова в качестве сельскохозяйственного рабочего. После начала мировой войны подвергался преследованиям со стороны турецких властей. В 1913 году принял участие в работе XI сионистского конгресса в Вене, а в 1920 году в конференции движения "Ха-Поэль ха-Цаир" в Праге. Скончался в 1922 году в кибуце Дгания-Алеф от рака.

Хотя Гордон был близок к марксизму в своём протесте против частной собственности на землю и орудия труда, а также во взглядах на эксплуатацию, он отвергал марксизм как философию индустриальной эры, рассматривающую человека в отрыве от природы и естественных условий жизни, направленную только на реформирование экономической системы, при этом не давая ответа на фундаментальные вопросы бытия. Он считал, что экономическое неравенство связано с укоренившимся культом богатства и стремлением к существованию за счёт остальных, и исправить это можно только с помощью всеобщего совместного труда. С точки зрения Гордона, трагедия еврейского народа была связана не столько с рассеянием и преследованиями, сколько с вынужденным отрывом от созидательного труда. В его идеологии не было места политическим процессам, он холодно воспринял декларацию Бальфура и критически относился к созданию еврейских вооружённых формирований в ходе мировой войны, настаивая на том, что вначале должно завершиться освоение евреями Земли Израиля с помощью создания сети сельскохозяйственных поселений. Гордон категорически отвергал использование арабского труда в этих поселениях, рассматривая его как эксплуатацию одного народа другим.

Гордон был сторонником интеграции идей, считая, что возрождение еврейского народа может пойти разными путями. В частности, он стремился к синтезу идей духовного национализма Ахад-ха-Ама и материалистического индивидуализма М. Й. Бердичевского, результатом которого и стала его "идея труда".

Идеи Гордона оказали влияние на программу движения (впоследствии партии) "Ха-Поэль ха-Цаир", хотя официально он не был её членом, отвергая партийное деление в ишуве. После смерти Гордона его имя было присвоено молодёжному движению "Гордония", среди основных принципов которого был акцент на самостоятельном труде, а также идея возрождения самодостаточной еврейской нации на Земле Израиля. В кибуце Дгания-Алеф создан музей Аарона Давида Гордона. Его сочинения были изданы посмертно (1928-29) в пяти томах и переизданы в трёх томах в 1951-53 годах.