Города Израиля
Достопримечательности
Храмы
Природа
История Израиля
Сионизм
Образование и наука
Культура Израиля
Вооруженные силы
Знаменитости
в начало | карта сайта | о проекте
Театр Габима
Театр Габима

Театр Габима

Театр Габима
 Музеи Израиля
 Музыка в Израиле
 Театры в Израиле
 Архивы и библиотеки

Театр Габима

Театр Габима

Театр Габима - старейший репертуарный театр в государстве Израиль.

В 1913 году в Вильне Наум Давид Цемах создаёт театр "Габима", но через некоторое время из-за финансовых и организационных трудностей театр пришлось закрыть. В 1917 году Цемах обращается с просьбой о создании еврейского театра, играющего на иврите, к Константину Сергеевичу Станиславскому. Станиславский поддерживает начинание Цемаха и выделяет студию для будущего театра в здании МХТ. Помимо этого Станиславский назначает своего ученика Евгения Багратионовича Вахтангова художественным руководителем студии. Идею создания еврейского театра поддержал и тогдашний нарком по делам национальностей Иосиф Сталин.

Среди создателей театра были Хана Ровина, Менахем Гнесин, Иегошуа Бертонов и Шимон Финкель. Первыми постановками труппы стала пьеса "Первозданный бал" и "Вечный жид" писателя Давида Пинского. Но огромный успех новому театру принесла третья постановка Вахтангова "А-Дибук" Семёна Ан-ского. Премьера состоялась за считанные месяцы до смерти Вахтангова и вызвала необыкновенный фурор не только в Москве, но и по всему миру. Режиссура Вахтангова, художественное оформление Натана Альтмана, музыка Юлия Энгеля и исполнительница главной роли Леи Хана Ровина принесли заслуженную славу спектаклю, не сходившему с подмостков Габимы более 40 лет. В 1924 году умирает художественный руководитель театра Вахтанг Мчеделов. В том же году театр прописывается по новому адресу - Армянский переулок, дом 2.

В июне 1927 года большая часть актёров возвращается в Европу, а оттуда переезжает в Палестину. Наум Цемах остаётся в США, где и умирает в 1937 году.

В Палестине Габима работает как товарищество, некое подобие художественного кибуца, в котором заработки делятся на всех членов труппы и репертуарные решения принимаются сообща. В 1928 году выходит первый спектакль Габимы в Эрец-Исраэль - "Золотоискатели" по Шолом-Алейхему. Этот, как и второй спектакль "Корона Давида" Кальдерона, ставит выдающийся русский актёр и режиссёр Алексей Денисович Дикий. В 1929 году театр снова отправляется на гастроли в Европу. Там же, в 1930 году Михаил Чехов ставит "Двенадцатую ночь" Шекспира. В 1931 году труппа возвращается в Палестину. В 1937 году театр обращается к местной тематике, ставя пьесу "Стражи" Эвера Адани. В том же году театр вновь отправляется на гастроли в Европу, а в следующем телекомпания ВВС транслирует "А-дибук" по английскому телевидению. В начале 40-х гг. театр с большим успехом ставит две пьесы Аарона Ашмана "Михаль, дочь Саула" и "Эта земля". Во время Второй мировой войны на сцене театра идут пьесы Константина Симонова "Русские люди" и Давида Бергельсона "Не умру, потому что буду жить". В 1946 году, театр наконец-то получает своё здание в Тель-Авиве, которое строилось ещё с 1935 года.

В 1949 году, в театре с успехом проходит постановка пьесы Игаля Мосинзона "В степях Негева", рассказывающей о боях в Войне за независимость. В 50-х гг. театр обращается к теме Холокоста, ставя пьесы <Хана Сенеш> о судьбе еврейской поэтессе, десантированной в Венгрию и убитой фашистами, и "Анна Франк", рассказывающая о короткой жизни Анны Франк. В 1958 году Габима провозглашается Национальным театром Израиля с вручением Премии Израиля за тот же год. В 60-е годы, несмотря на успешные гастроли в США, театр сталкивается с финансовыми и организационными трудностями. Из него уходит часть актёров, не согласных с принципами товарищества. Театр вынужден обратиться к правительству с просьбой о помощи и с тех пор Габима субсидируется государством в обмен на согласие труппы на назначение попечительского совета, который выбирает художественного руководителя. В 1983 году на фоне непопулярной в Израиле Первой Ливанской войны, театр ставит пьесу Еврипида "Троянки", рассказывающей о трагедии троянских женщин, взятых в качестве наложниц греческими воинами. В 1987 году, лишённый советского гражданства Юрий Любимов ставит в Габиме "Закат" по Бабелю.

В январе 1990 года Габима показывает этот спектакль в Москве, тем самым став первым израильским театром, гастролировавшем в СССР. В 90-х гг., Габима снова испытывает финансовые трудности. На должность художественного руководителя и генерального директора театра назначен Яаков Агмон, муж ведущей актрисы Габимы Гилы Альмагор (Александрович). Постепенно театр начал выкарабкиваться из финансовой ямы, в основном с помощью постановок на сцене мюзиклов, но по мнению израильских критиков это ударило по имиджу Габимы, как продолжателя учения Станиславского. В честь 80-летия театра был восстановлен спектакль "А-Дибук", с которым отождествляется Габима, больше, чем с любой другой постановкой.