Города Израиля
Достопримечательности
Храмы
Природа
История Израиля
Сионизм
Образование и наука
Культура Израиля
Вооруженные силы
Знаменитости
в начало | карта сайта | о проекте
Герман Коген
Герман Коген

Герман Коген

Герман Коген
 Библейские времена
 Античность
 Средние века и новое время
 Новейшее время

Герман Коген

Герман Коген

Герман Коген (4 июля 1842, Косвиг, Саксония-Анхальт, Германия - 4 апреля 1918, Берлин) - немецко-еврейский философ-идеалист, глава Марбургской школы неокантианства.

Герман Коген родился в городке Косвиг, входящем в район Виттенберг в федеральной земле Саксония-Анхальт в Германии. Окончил гимназию в Дессау и Еврейскую теологическую семинарию, основанную З. Франкелем в 1854 году в столице Силезии Бреслау (Бреславле, Вроцлаве). Не окончив семинарии, записался на философский факультет университета городе Бреслау, продолжил обучение в университетах Берлина и Галле. В 1865 году в Галле защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Учения философов об антиномии необходимости и случайности".

В 1871 году написал работу "Кантовская теория опыта", которая привлекла внимание профессора философии в Марбурге Фридриха Альберта Ланге, и по его приглашению Коген переехал в Марбург.

В 1873 году Коген защитил докторскую диссертацию на тему "Систематические понятия в докритических сочинениях Канта", стал приват-доцентом философского факультета Марбургского университета и посвятил себя изучению философского наследия Канта. В 1875 году Коген был избран экстраординарным профессором, а в следующем 1876 году - ординарным профессором, заняв кафедру, освободившуюся по смерти Ф. А. Ланге.

В 1878 году Коген женился на Марте Левандовски (1860-1942), дочери композитора Луи Левандовски.

До своего выхода на пенсию в 1912 году преподавал в Марбурге, среди его учеников был поэт Борис Пастернак. В том же году переехал в Берлин, где до самой смерти, последовавшей в 1918 году, читал лекции и вёл семинары в Высшей школе иудаики в Берлине. В 1914 году приезжал в Россию, где в трёх городах (Варшаве, Петербурге и Москве) читал публичные лекции о значении еврейства.

В 1902 году Герман Коген стал одним из основателей "Общества поддержки иудаики", отредактировал и опубликовал последний философский труд Ф. А. Ланге "Логические штудии" и его же "Историю материализма". Наряду с философскими работами написал ряд работ в области иудаики, в том числе "Ознакомление с еврейским вопросом" и "Культурно-историческое значение Субботы". Посмертно были опубликованы книги "Религия разума по источникам иудаизма", "Германство и еврейство".

Последовательно провел и развил все три части философской системы Канта, используя и разрабатывая трансцендентальный метод. Интерпретируя философию Канта, выдвинул идею, что мысль порождает не только форму, но и содержание познания; объекты же представляют собой мысленные конструкции.

Истолковывал кантовское понятие "вещь в себе" в духе последовательного идеализма как имманентную цель познания, а не как независимое от познания бытие. С этой точки зрения, ощущение является лишь индикатором проблемы, стоящей перед разумом. Моделью познания для него является математика, особенно исчисление бесконечно малых. Процесс познания бесконечен; вечно приближаясь к своему пределу ("вещи в себе"), но никогда его не достигая.

По Когену, этика - логика воли. Он, как и Кант, считал, что существует примат этики над наукой. Центральное место в этической системе Когена занимает человеческое достоинство; был сторонник этического социализма, однако отвергал исторический материализм и атеистические тенденции в рабочем движении.